arcticle-012.jpg

Символы города

"Нравственное поведение не в том,

чтобы идти проторенным путем, а в том,

чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно им следовать."

Махатма Ганди

В студенческие годы мне довелось принимать участие в Новгородской археологической экспедиции. Мы в течение месяца раскапывали культурный слой первой половины XII в., кроме этого посещали многочисленные экскурсии, исторические исследовательские лаборатории и осматривали окрестности. Такие события остаются в памяти на всю жизнь. Во время посещения Кремля в Великом Новгороде меня удивил тот факт, что его стены выполняли скорее декоративную функцию, нежели фортификационную. За свою историю они неоднократно без чьего-либо воздействия обрушивались, скатываясь вниз по валу, на котором стояли. Дело в том, что в сознании людей, живших до XIX в., понятие "город" был неразрывно связан с образом "крепости". Поэтому каждый уважающий себя город, а точнее его жители заботились и о его зрительном образе. Не случайно средневековые путешественники называли территорию княжеств восточных славян, а потом и Московии, "землей городов", т.к. и крепостная стена и укрепление монастырской общины воспринимались как отдельные города. Крепости есть и у древних городов, и у относительно молодых, таких как Санкт-Петербург. По мере развития институтов власти, государства, в конце концов, вооружения, необходимость в этом символе отпала.

На рубеже XIX – XX веков происходят изменения в экономике, политике, социальном устройстве, одним из следствий которых является "урбанизация". Потоки людей вдыхают новую жизнь в старые города, традиционный облик уступает место новым чертам. Более того XX век предоставил возможность выбора пути преобразований странам Западного Мира.

Наиболее выразительным и получившим большее признание в современном Мире стал опыт капиталистических стран.

С первых лет XX века в таких городах США, как Чикаго, Нью-Йорк активно ведется строительство первых в Мире небоскребов. Эти сооружения становятся уже не столько жилыми объектами, сколько местами деловой и финансовой деятельности предпринимателей, промышленников, финансистов. С конца 1920-х гг. многоэтажные офисные здания появляются и в Европе. Из отдельно стоящих высоток они превращаются в микрорайоны, "цитадели" деловой активности, которые в современном русском языке получили название "сити" или "деловой квартал". Это новый символ современного города, как центра финансовой активности. В этом смысле не случайным становится тот факт, что сразу после крушения Советского государства уже в 1992 г. российские миллионеры, первые наши капиталисты, предлагают создать "сити" в Москве; в наши дни он приобретает уже законченный вид. Можно сказать, что на постсоветском пространстве начинается гонка за статусом современного города, проектируются и строятся Москва-…, Екатеринбург-…, Грозный-…, Минск-…, Киев-Сити. Равняются наши градостроители на Запад, точнее на три основных центра: Нью-Йорк, Лондон и Париж.

Исходя из своего опыта могу остановиться подробнее на "La Defense de Paris", "Moscow-City", Екатеринбург-Сити и немножко на Астане.

Дефанс

Исторически так сложилось, что Франция для русского человека больше, чем просто страна, для многих она часть внутреннего культурного мира. Поэтому она законодательница трендов не только в моде, но и в бизнесе. Микрорайон Дефанс основывается в конце 1950-х, располагается на краю исторической части города, на главной улице Парижа, основной транспортной магистрали, являясь ее продолжением. Думаю, не стоит останавливаться на данных статистики, достаточно сказать, что это одна из крупнейших экономических крепостей современного Мира.

Архитектура, объемы из бетона, металла и стекла поражают сознание. Большинство людей, безусловно, восторгаются достижениями Франции, органичностью планировки и комфортом. Но мне приходилось слышать и обратные мнения, что район, как "бородавка" на историческом лице города, являет собой пример глобализации и космополитизма, что "такого "добра" везде хватает". Никогда не являлся сторонником такого мнения. Что ж теперь, на рубеже XX – XXI веков возводить новый Лувр? В этом смысле мне очень нравится мнение Рема Колхаса, который воспринимает город как некий живой организм, с отличительными чертами своей жизни. Он отмечает, что деловые центры – удивительный феномен современности. Эти чрезвычайно дорогие комплексы создаются только для работы, они наполняются людьми в течение дня и совершенно пустеют к ночи и выходным. Напоминает дыхание великана, не правда ли?...

Дефанс – очень грамотно организованный микрорайон. Большинство зданий выстроены на огромной бетонной плите, под которой пролегают транспортные магистрали: автодорога, RER, метро. На ней расположена просторная пешеходная зона с газонами, скверами, примерами современной скульптуры, даже есть виноградник. Среди зданий есть такие, где размещаются представительства с узнаваемыми во всем мире брендами компаний, ТРЦ, спортивные объекты, церковь. Мне не довелось заметить каких-либо транспортных проблем или столпотворения людей, несмотря на то, что в районе может находиться 150 000 только сотрудников.

Москва-Сити

Москва-Сити – амбициозный проект, который имеет все черты, характеризующие бизнес-кварталы: локализованный комплекс высотных остекленных зданий, на ранее не застроенной территории (бывшие каменоломни), развитая транспортная инфраструктура (метро, электрички, автотранспорт).

Мне показалось, что московский "сити" лучше воспринимается издалека, т.к. вблизи возникает чувство тесноты и скованности, даже не сразу обращает на себя внимание тот факт, что комплекс расположен на берегу реки Москвы. Возможно, отличные виды открываются с его вершин. Недостатком является и то, что новый микрорайон растет в окружении существующей уплотненной городской застройки.

Астана

Причины строительства нового делового центра страны называют разные: и амбиции президента республики, и борьбу политических кланов внутри страны, и желание руководителя создать новые символы, новые поводы для гордости за свою Родину. Так или иначе, но все эти причины – внутренние. Не могу сказать, что наши южные соседи стремились кому-то подражать. Мне не приходилось слышать и то, чтобы новый левый берег Астаны называли деловым кварталом или "сити", хотя по существу он таковым и является. Как и в случае с Москвой, этот опыт стал возможным только в новом государстве.

Очевидными плюсами Новой Астаны являются просторная пешеходная зона, возможность развития района за счет пустующих территорий, озеленение.

Екатеринбург-Сити

Отличительная черта Екатеринбурга в том, что он не является столицей государства. Это административный центр субъекта федерации и федерального округа. Строящийся "сити" располагается в исторической части города, что привело к активным общественным обсуждениям. До сих пор остается открытым вопрос развития транспортной инфраструктуры в деловом квартале. Строительство комплекса высоток должно сделать город более привлекательным для инвесторов, туристов и проведения крупных международных мероприятий.

Реализация подобных проектов на местном уровне напоминает покупку детской одежды "на вырост". Потребности в таком количестве офисных, торгово-развлекательных, гостиничных площадей на текущий момент нет, но ведь ничего не стоит на месте. Многие амбициозные проекты – это политический шаг, который позволяет обеспечить внутренних производителей заказами, а людей – рабочими местами.

Так или иначе, строится ли деловой квартал исходя из внутренних предпосылок, или он представляет собой лишь костюм, который должен носить "нувориш", чтобы его принял высший свет в своих лучших традициях, он все равно становится новым символом, реальностью, туристической достопримечательностью города. Например, Кремль Великого Новгорода, несмотря на его разрушения и восстановления, сохранился до наших дней и остается не только символом самого древнего города на территории России, но и целого государства, даже на пятирублевой купюре изображен.

Материал подготовил Владимир Грязнов

  • +7 904 984 41 41
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соц. сетях: