arcticle-013.jpg

Страна абстракций и традиции

Доброе слово способно вложить меч в ножны.

Амир Тимур

Мы с друзьями в этот раз посетили Узбекистан. Это удивительная страна, главное богатство которой не золото и хлопок, и даже не великолепные образцы древней и советской архитектуры, а люди! Меня поразило, что несмотря на различия в мировоззрении, ценностях и даже ходе мысли, мы очень хорошо понимали друг друга. В этих краях с древности были запрещены любые изображения предметов, животных, людей, поэтому в восприятии местного населения все это и не занимает столь важного места, как у нас. Причем до сих пор у них ни в мыслях, ни в быту нет ничего лишнего, ненужного. Двор традиционного жилища прост, пуст, минимум мебели, вещей, посуды, абсолютное отсутствие сувениров и всяких безделушек.

Архитектура здесь своеобразна. Древние дворцы, мечети, мавзолеи и медресе строили вожди государства, жилища и кварталы махали – обычные люди. И у тех и у других очень много общих черт, основные различия лишь в масштабе.

Медресе, Мечети, Мавзолеи, Дворцы... Первым объектом, который мы увидели в Узбекистане, была мечеть Биби Ханым. Т.к. среди нас были архитекторы, культурологи, дизайнеры, историк и программист, то завязалось живое обсуждение того, зачем, как и с какой целью строилось то или иное сооружение. Удивляло то, чего нет в нашей российской действительности, например, айван. Айван – это архитектурный элемент, характерный для исламского Востока, ниша или пристройка к зданию с открытым на улицу пространством, где можно встречать гостей или отдыхать, или как в медресе использовать в качестве аудитории для занятий. Существует достаточно много разновидностей айванов, некоторые похожи на террасу, другие на галерею из стрельчатых арочных ниш. Самые зрелищные айваны – это входные группы в мечети, мавзолеи, медресе, дворцы. Они огромны и представляют собой поражающий взгляд портал. Обсуждение коснулось также формообразования: кто-то говорил, что оно основывается на архетипах сознания, другие утверждали, что форма обусловлена влиянием природы, окружающей среды и развитием знания о конструкциях.

Несмотря на то, что памятники архитектуры Узбекистана были созданы в разное время, они имеют общие черты, то есть в них сложно найти стилистическое разнообразие, которое есть в европейской архитектуре и российской. Отличия 19 века от 16-го, скорее, в деталях. Объясняется это тем, что мастера ориентировались на лучшие образцы прошлого и повторяли их в своих работах. Похожую ситуацию можно проследить со строительством православных церквей в России. Конечно, в данном случае больше вариантов форм и стилей, но даже в 21 веке возможно возведение новой церкви в духе новгородских/псковских или владимирских храмов 12 века. Поскольку здания копировались, можно выделить характерные элементы в форме, планировке, цвете.

Формы – это "как пять корней русского мата" (мысль высказал один из участников поездки): казалось бы, их не так много, но как выразительны!.. Айван, "куб" – объем основного здания, барабан, купол, минарет.

Планировка – интровертивность. Снаружи здания похожи на небольшие крепости с глухой стеной, они могут быть украшены или нет. Все ориентировано на внутренний двор, который является красочной доминантой здания с открытой террасой.

Цвет – зеркало природы. Земля – желтая либо бурая. Небо – лазурное. Любые другие цвета испортили бы эту природную гармонию.

Махаля. Когда мы вылетали в Россию, я вспомнил, что забыл часть своего сердца… конечно, возвращаться и искать его не стали, т.к. опоздали бы на самолет. Это потом уже мне стало очевидно, что оставил я его на улочках махали... Я бы определил махалю следующим образом: это "корпорация" людей, объединенных признаком места проживания, проще говоря, соседская община. Она имеет несколько граней:

- мировоззренческую, так как является институтом сохранения традиций;

- административную, т.к. представляет собой низший уровень самоуправления;

- пространственно-градостроительную, т.к. является микрорайоном.

У махали есть интересные истории возникновения.

1. Махаля как община одной мечети. Границы определялись громкоголосием муэдзина, который выходил утром и призывал к молитве, докуда доставал его голос – там и граница махали. "Нестыковочка" в том, что общины были и не исламские, например, махаля бухарских евреев.

2. Махаля как эволюция из крепости – кеш. На месте древних городов в Узбекистане когда-то были агломерации маленьких укреплений, которые назывались кеш. Вероятно, его ядром была семья или род. Это потом, в арабский период она стала называться махаля, приобрела признаки профессиональной деятельности и социальный статус. Эта теория все объясняет. Например, почему на улицу не выходят окна, а сама улица формируется стеной одинаковых заборов, зачем махаля обнесена стеной и имеет на входе ворота.

Не хочу вдаваться в детали, наоборот, поделюсь своими мыслями и открытиями. Понять логику мировоззрения узбеков и логику устройства зданий мне помогает один миф, который связан с Самаркандом. Это миф про Шахи Зинду (Живого Царя), дядю пророка Мухаммеда и одного из немногих людей в истории человечества, который не умер, а остался жить навечно. В одном из сражений он был смертельно ранен, и его единомышленники принесли к колодцу с живой водой. С каждым глотком ему становилось лучше. Он укрылся в этом колодце и остался там навсегда. Все знали, что он будет жить вечно, никто в этом не сомневался и проверять до прихода Тимура никто не пытался. Тимур же усомнился в правдивости истории и нашел смельчака, который согласился спуститься в колодец. Когда тот спустился, то не увидел ничего - ни драконов, защищающих святое место, ни дворцов, ни людей. Но этот воин знал, что не всегда можно верить своим глазам… Поэтому он их закрыл… а потом открыл и увидел свет, потом дворец, спустя какое-то время и самого Шахи Зинду, и святых пророков, души умерших и еще не родившихся людей, т.е. все то, чего не должен видеть обычный человек. За такую дерзость его наказали: он не должен был никому, в том числе Тимуру, говорить, что увидел, иначе он вмиг ослепнет и все его потомки тоже. Если бы он ничего никому не сказал, то мы бы теперь не знали всех этих подробностей.

Хочу обратить внимание на то, что входом в иную реальность является колодец, как и в русских сказках, сказах Бажова и т.д. Во-вторых, открытие делает простой человек, в данном случае воин. В-третьих, он сначала не верит своим глазам. Мне приходилось сталкиваться с тем, что сны и внутренние откровения у некоторых народов, например, у хантов, являются более реальными, чем предметный мир вокруг нас. Зачем он закрывает глаза? Версия № 1: они должны привыкнуть к темноте. Версия № 2: чтобы увидеть то, что не видят живые, он должен "как бы" умереть и родиться. Версия № 3: он их не открывает потом, а пребывает в состоянии медитации или транса, в котором ему приходят эти откровения. Почему его и его потомков лишили зрения? Версия № 1: велик соблазн нарисовать то, что увидел, а это запрещено. Версия № 2: это вовсе не проклятие, а благословение за дерзкую смелость и преданность, т.к. человек, который не видит мир вокруг себя, вынужден познавать свой внутренний мир, а не предметный.

Традиционная архитектура Узбекистана подобна этому воину. Когда-то давно она стала очевидцем чуда, но потом на многие поколения лишилась возможности что-либо видеть, отчего в течение многих веков одни и те же формы повторялись и копировались. Глаза здания – это окна. Их почти нет снаружи, зато они ориентированы во внутренний двор. Внутренний двор, как душа человека – никогда не определишь какая она, пока не познакомишься. То, что говорит человек, характеризует его, дает представление о нем, т.е. мы узнаем человека через его уста. В случае с архитектурой Узбекистана – дверь или ворота дома могут стать иллюстрацией мудрости хозяина.

Узбекистан – это очень хороший пример отражения национальной и религиозной идентичности в культуре, в том числе и в архитектуре. Бессмысленно его воспринимать буквально, и ожидать привычного. Он по-настоящему поразит любого, если постараться понять его не умом, а сердцем...

Материал подготовил Владимир Грязнов

  • +7 904 984 41 41
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соц. сетях: